Главная / Культурные центры / Театр драмы и комедии / История/ | Добавить в избранное |
Тюменский Государственный Театр Драмы и Комедии
Перелистывая пожелтевшие страницы "Тобольских губернских ведомостей ", в номере за 8 февраля 1858 года мы находим интересное свидетельство современника. С удивлением он рассказывает о том, что из захолустного уездного сибирского города Тюмени присланы "две статейки о тамошних благородных спектаклях". Сам факт существования театра в Тюмени казался ему необычайно странным. "Как же это так? - пишет он.- До сих пор мы знали Тюмень как город торговый, известный своим широким хлебосольством, где самым подручным развлечением считались карты, а на другие, более благородные удовольствия, готовы были смотреть как на ересь. Это хоть кого собьёт с толку! Откуда же взялисьь действующие лица для Тюменского благородного театра? Дворянства там как и во всей сибири, нет, чиновничества окружного очень мало, разве из купечества? Помилуйте! Давно ли тамошнее купечество считало за грех потанцевать кадриль на каком - нибудь вечере!" Однако "Тобольские губернские ведомости" сообщают читателям, что нашлись в Тюмени и артисты, в том числе и женщины. В "благородных спектаклях" приняли участие учителя уездного училища, жена окружного начальника, купцы и купеческие дочери". Автор рассмтривает это начало театрального дела в Тюмени как очень серьёзный шаг вперед в культурной и общественной жизни захолустного сибирского города. Он омечает, что вместо сплетен и пересудов общество занялось обсуждением спектаклей, игры артистов, репертуара. "Уважение в обществе, - пишет автор, - теперь завоевывается не только богатством , но и талантом. Общество вдруг выросло, оно не узнает самого себя". На первые два спектакля, как сообщала газета, "недоставало мест для желающих насладиться новым удовольствием". Так сто лет назад было положено начало образованию постоянного театра в Тюмени. Но театральное искусство в этом старинном городе развивалось очень медленно. Чем это объяснялось? Вспомним, что представляла собой Тюмень в середине прошлого века. Это был город ремесленников и кустарей, мелких торговцев, а несколько позднее - купцов и промышленников. Надо учесть, что Тюмень в то же время была одним из крепких раскольничьих гнёзд, куда от преследований официальной церкви и государства бежали в семнадцатом веке керженские старообрядцы. Эти люди с замкнутым бытом, крутыми нравами, домостроевскими семейными устоями яростно сопротивлялись всему новому. "Грех" мерещился купцам-раскольникам на каждом шагу. Исследователи Сибири конца девятнадцатого - начала двадцатого века Г. Н. Потанин имел серьёщные основания для того, чтобы охарактеризовать Тюмень как "театр Островского, импровизированный самой жизнью". Как же не удивляться современнику основания Тюменского Театра тому, что на сцену, на "бесовские" игрища вышли купцы и купеческие дочери!
Интересно, что в упомянутом спектакле исполнялся по ходу действия русский танец. Следовательно, первая же включенная в репертуар "благородного театра" пьеса не была каким-нибудь переводным водевилем. Однако "благородный театр" был в то время, конечно, зрелищем для избранных. Народу по-прежнему оставалось развлекаться заезжими шарманщиками, бухарцами с обезьянами, цыганами с медведями. На ярмарках устраивались балаганы, на святках представляли "комедии" солдаты. "Похороны, - как пишет корреспондент "Губернских ведомостей" 22 февраля того же 1858 года, - имеют для народа значение драмы:" Автор ставит вопрос о необходимости создавать в Тюмени "простонародный театр, в котором давались бы понятные народу драматические произведения, а не показывали бы оди фокусы и кривлянья:" Однако это доброе пожелание в то время было невыполнимым. Тем временем "благородный театр" в Тюмени превратился из любительского в профессиональный. Он оказывал влияние на культуру города. Однако "отцы города" не интересовались его деятельностью. За ряд лет тюменские архивные документы сохранили сведения: нет, не о репертуаре, не об артистах, а о том, что городская управа разрешает тому или иному предприимчивому дельцу при театре буфета "с распивочною и продажей виноградных вин и хлебных напитков". Культура города оставалась крайне низкой. Яркое представление об облике Тюмени конца XIX века дает статья "Тобольских губернских ведомостей", опубликованная в номерах 47 и 48 за 1894 год. В ней описана "несравненная, чуть ли не всемирно известная тюменская грязь", отвратительные лачуги, в которых ютится беднота, "Лямино озеро" в центре города превращенное в свалку. К услугам жителей Тюмени были многочисленные кабаки. Театр был частным коммерческим предприятием. В городе не было ни дешёвых концертов, ни общедоступных спектаклей, ни народных чтений, ни популярных лекций. В 1894 году из 3700 детей школьного возраста в Тюмени учились в начальных церковно-приходских школах и школах грамоты всего 681 человек да в начальном училище и женской прогимназии - 320 учащихся. Остальные оставались безграмотными. Единственная небольшая биюлиотека из случайно подобраных книг ("наивное старье и переводные романы") имелась только в приказчичьем клубе , и пользовались ею лишь представители имущих классов. Из той же статьи мы узнаем о том, что что уже в течение нескольких лет в Тюмени существовал театр купца Текутьева. Правде в сезоне 1894 года он не работал, так как хозяин в следствие чьих-то "интриг" отказался субсидировать труппу и дать ей помещение. Медленно, с трудом, двигалась вперед при царизме культура старинного сибирского города. В 1899 году в связи со столетием со дня рождения А. С. Пушкина городская Дума разрешает устройство литературного вечера , но только "для учеников низших школ". В архивных документах о театре мы читаем, что городскую управу волнует, как бы подешевле организовать расклейку театральных афиш и кому из предпринимателей разрешить торговлю буфета при театре. * * * 1905 год. Волна революционного движения докатывается и до Тюмени. Улицы древнего города расцветились красными флагами политических демонстраций. На заводах прошли забастовки. Оформляется Тюменская группа РСДРП. Театр становится более доступным для народа. В числе зрителей появляются молодые рабочие, учащиеся, отзывчивые, чуткие ко всему прогрессивному в искусстве. В репертуар включаются некоторые пьесы критического, обличительного направления. Но поднявшаяся затем волна реакции привела к запрещению постановки всех мало-мальски прогрессивных пьес. Театр наводнили глупейшие переводные фарсы, сентиментальные мелодрамы. Буржуазное искусство вырождалось. В период реакции ставилась комедия "Мой бэби", о которой рецензент современник пишет, что она вызывает "безобидный смех". Ставилась опретта "Оксана Зозуля", в которой пели драматические актёры, "располагавшие очень плохими голосовыми средствами и музыкальностью". В репертуаре были символические пьесы Леонида Андреева, пьесы реакционного драмодела Арцыбашева, а так же произведения мелодраматического характера под названиями "Казнь", "Кровь", "Две сиротки", "Старческая любовь" и т. п. Тюменские старожили помнят театр, декорации которого представляли собой павильоны из крашенной рогожи, помнят сцену с расположенным в центре возвышением суфлёрской будки, из которой раздавался на весь зал спасительный шепот суфлера. Самодельные жестяные рефлекторы бросали на актёров тусклый свет керосиновых ламп. Между тем в театре, несомненно, наряду с ремесленниками от искусства, которым бло безразлично, что и как играть, были и хорошие творческие силы, талантливые люди, стремившиеся нести искусство в народ. Был в городе и настоящий, прогрессивно настроенный зритель. Нельзя забывать о том, что в нашем крае знали пугачёвщину, учились у декабристов, что Тюмень много лет была одним из постоянных мест ссылки неугодных царизму людей, которые оказывали положительное влияние на население. Реакция не в силах была заглушить великие демократические традиции русского театра XIX века. С самых первых дней Октябрьской социалистической революции, как только повеяло свежим ветром свободы, тюменские артисты поставили свое искусство на службу народу. (Из книги Ю. Зеленевского и Л. Карабановой. "Страницы истории Тюменского театра", Тюмень 1959)
|